«Натуральный сок», «Сок 100%» – такие надписи есть на многих пакетах сока, которые продаются в магазине. Вы думаете, что производитель порезал фрукты, отжал из них сок и разлил по пакетам? Вы ошибаетесь. По данным национального центра продовольственной безопасности, так делают только 2% сока, который продается в магазинах. Это так называемые соки прямого отжима.
Остальные 98% – это сок восстановленный. То есть на завод привезли концентрат и разбавили его водой. Причем не абы как, а до того состояния, каким он был изначально. Так требует стандарт. Если на коробке написано «Стопроцентный», значит, внутри должен быть напиток по вкусу, цвету и запаху точь-в-точь как свежевыжатый сок.
Мы проверим, так ли это на самом деле. Этот сок мы выжимаем из свежих апельсинов, а вот этот – покупаем в магазине, на пакете написано «100% сок». По идее, эти два сока должны быть похожи, как братья-близнецы. Оба сока мы предлагаем попробовать прохожим на ВВЦ. Просим их отличить, в каком кувшине сок свежевыжатый, а в каком из коробки.
— Вот этот свежевыжатый, а вот этот – ненатуральный.
— Сюда какая-то гадость точно добавлена.
— А вы его давно выжимали?
— Это точно не свежевыжатый.
— Сто процентов.
— Я думаю, вот этот.
— Кисловат немного, а так ничего, вкусный.
Соки попробовали 28 человек. Ни один из них не ошибся. Все с первого глотка отличили сок свежевыжатый от сока из пакета. Почему так происходит? Может быть, производители сильно разбавляют сок водой, а нам продают как стопроцентный? Оказывается, это невозможно. Если в сок просто добавить воды, то любая лаборатория сразу же распознает фальсификацию.
Производители не разбавляют сок водой. Им это и не нужно. У них есть другой, дешевый и эффективный способ. Он называется модным словом pulp-wash.
Это происходит так. К примеру, из апельсинов выжимают сок. Его-то и продают в пакетах с надписью «Прямой отжим». То, что осталось от апельсинов, заливают водой на несколько часов, а потом снова отжимают. И так несколько раз подряд. Получается жидкость с привкусом апельсина. В лучшем случае на заводе ею разбавляют концентрат сока – так его потребуется гораздо меньше, а в худшем – обходятся без всякого концентрата, добавляют в эту жидкость сахар, лимонную кислоту и продают в пакетах с надписью «Сок».
Точно так же сделали и мы. Взяли апельсиновую мякоть, замочили в воде на одну ночь, потом сцедили жидкость. Добавили сахар и лимонную кислоту. Получился вот такой напиток.
Дегустация №2. В этом кувшине – наша гремучая смесь. В этом – апельсиновый сок из коробки, купленный в магазине. Сможет ли кто-нибудь их различить?
— Оба из пакетов.
— Чепуха какая-то, а не сок.
— Этот сок более дорогой, а эта серия более дешевая.
— Вот этот натуральный.
— Этот разбавленный и с сахаром.
— Они оба из пакетов.
— Это кислее, этот послаще.
— Это из магазина.
— Оба из пакетов.
В этой дегустации участвовали 40 человек. Только четверо из них заподозрили какой-то подвох. Сок, приготовленный нами, показался им странным. Остальные были уверены: апельсиновая вода – это обычный сок из пакета.
Эксперимент показал: технология pulp-wash работает, это на руку производителям. Ведь себестоимость сока, сделанного таким способом, в два раза ниже. Есть только одна проблема: по закону, продавать такой напиток под именем сока запрещено, на этикетке должна быть надпись «Напиток» или «Нектар», но никак не «Сок».
Это оборудование недавно поступило в Национальный центр продовольственной безопасности. Уже начались масштабные исследования. Всех соковых производителей проверят на pulp-wash, и к осени составят черный список. Так что, теперь у нас, потребителей появилась надежда, что осенью во всех пакетах с надписью «Сок» будет, действительно, сок.