Две трети овощей и фруктов, которые продаются в России, везут из-за границы – это данные Россельхознадзора. Итальянские яблоки, испанские груши, китайские помидоры – дешевле купить, чем выращивать фрукты и овощи в теплицах.
А теперь давайте посмотрим, что нам продают на рынках и в магазинах. Овощной отдел одного из супермаркетов. Посмотрите на прилавки – тамбовская картошка, краснодарские помидоры, подмосковные огурцы. Если судить по ценникам, то практически все овощи и фрукты выросли в России. Куда же тогда пропали две трети импортных овощей? На самом деле, они никуда не исчезли, они лежат на прилавках, но под чужими именами. Вы думаете, что покупаете огурец известного подмосковного совхоза, а на самом деле он вырос в Турции полтора года назад.
Наталья Корнакова. Главный агроном одного из подмосковных совхозов, 32 года выращивает овощи, знает в лицо все огурцы и помидоры, которые когда-либо росли в их хозяйстве.
Вместе с ней мы отправляемся на рынок. Сейчас Наталья будет искать овощи-обманщики. Подходим к первому прилавку. Здесь продают огурцы, написано «Белая дача». Продавец, наверное, не в курсе, что на Белой даче огурцы перестали выращивать два года назад.
— Где вы взяли огурцы «Белая дача»?
— Я сейчас позвоню руководству. Они вам расскажут.
— Откуда? Я знаю, но я вам не скажу.
— Оплошность. Когда работали, карточка осталась. Чтоб не заводить новую позицию, стали заводить туда дальше.
Второй прилавок. Здесь продаю помидоры. Если судить по надписи на ценниках, они выросли в том же самом подмосковном совхозе. Но Наталья точно знает: в их хозяйстве такой сорт не растет.
— Вы как менеджер, принимающий товар, знаете, откуда помидоры?
— Агрокомбинат «Московский».
— Вы знаете, какая сейчас там температура? Я была там вчера. Там нет ни одного красного помидора.
— Мы являемся третьей световой зоной, Москва, и у нас продукция идет только в апреле.
— Откуда эти помидоры?
— Не знаю.
— А документы на них есть?
— Да.
Сертификаты и декларации продавец обязан предоставлять покупателю по первому требованию, а значит, документы должны быть всегда на руках. Менеджер звонит руководству и просит приехать с документами.
— Покажите документы
— «Белая дача» – это моя дача. У меня белая дача.
— Ваша дача – это «Белая дача»? А вы знаете, что это бренд?
После скандала нас пригласили в центральный офис. Увидев документы и камеру, директор магазина извинился перед главным агрономом.