Это кадры с видеокамер наблюдения в магазине «Карусель». Бьют не вора, и не преступника, и не пьяного дебошира. Бьют постоянного покупателя. Бьют за то, что он просил продать ему товар по справедливой цене.
Даниил Шутко, профессиональный музыкант Шутко, 10 лет преподает гаромнию в петербуржской консерватории, любит классическую музыку. Зарплата преподавателя консерватории небольшая. Поэтому Даниил Шутко покупал продукты только по скидочной карте и всегда четко планировал, какую именно сумму может оставить в магазине.
Вечером Даниил Штуко, как обычно, зашел в магазин купить что-нибудь из продуктов. Он положил в тележку молоко, чай, соль, фрукты, картошку, печенье и йогурт. По его подсчетам, все это должно было стоить 1200 рублей. Но кассир пробил чек на 1350 рублей.
По закону, сумма, указанная на ценнике, является окончательной. На языке юристов это называется публичная оферта.
Публичная Оферта. Предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащее все условия договора. Публичной офертой считается реклама товара или услуги в СМИ, вывеска на магазине или ценник на товаре.
То есть, если магазин сказал «продам за 100 рублей», то уж будь добр – исполняй. Покупателя не должно волновать, что действие скидки закончилось, что ценник не успели поменять или продавец ошибся. В любом случае, магазин имеет право брать с покупателя столько, сколько написано на ценнике. И ни копейкой больше.
Даниил взял со стенда Закон о защите прав потребителей и листок с телефонами контролирующих организаций. А в следующую секунду получил удар. На этих кадрах видно, как Даниила избивает человек в черном. За этим спокойно наблюдает человек в форме охранника супермаркета.
А вот охранники магазина держат Даниила, не дают ему убежать. Они вырывают из рук покупателя бумаги, в том числе и тот злополучный чек, из-за которого все и началось.
На следующий день после драки в супермаркете Даниил обратился в больницу. Он не мог выйти на работу: кружилась голова, болело все тело. Врачи поставили диагноз «закрытая черепно-мозговая травма». Лечиться пришлось целый месяц.
Администрация магазина так и не извинилась за то, что случилось с Даниилом. По их версии, его избивал не охранник, а случайный прохожий, а за них магазин ответственности не несет. Охранники магазина тоже не обязаны были останавливать драку. У них другие задачи – они охраняют магазин, а не покупателей. И вообще, по словам сотрудников, Даниил сам нарушал порядок в супермаркете. Поэтому супермаркет тоже подал на него в суд.
Даниил Шутко преподает в консерватории гармонию. Гармонию же хотел восстановить и в жизни. Поэтому он написал жалобу в Роспотребнадзор, просил разобраться, почему ему не дали жалобную книгу и не обеспечили безопасность.
Вместе с инспекторами мы пошли в магазин по адресу ул. Германа, 47. Прямо у входа стоит тот самый стол информации, где били Даниила Шутко. И тут же, прямо при нас, очередной покупатель жаловался, что ценник на чеке один, а в зале другой.
— Гранаты были по 100 рублей. Висит цена.
— Ну, забыли поменять ценники.
Узнать, чем закончилась эта история, нам не удалось. Охрана запретила снимать в магазине и вывела съемочную группу. Никаких комментариев администрация магазина нам не дала. Чиновники Роспотребнадзора были в магазине четыре часа. После проверки они сообщили нам – никаких нарушений не обнаружено.
Правда, Даниил не просил выяснить, в доступном ли месте находится жалобная книга. Он хотел понять, почему магазин завышает цены, и в нем избивают покупателей. Все время, пока мы ждали специалистов Роспотребнадзора, за нами наблюдала охрана магазина и даже снимала нас на видеокамеру. Из них в форме был только один человек, остальные – в штатском. Если бы кто-то из сотрудников службы безопасности поднял бы на нас руку, доказать, что это был охранник супермаркета, у нас бы не получилось. Точно так же, как у Даниила Шутко.
Вместе с Даниилом мы обратились в Общество защиты прав потребителей.
Если суд признает вину магазина, то Даниилу выплатят компенсацию за моральный вред, а охранников и администрацию супермаркета оштрафуют.
Даниил Шутко больше не ходит в этот магазин, он покупает продукты в маленьком киоске возле своего дома. Пусть там немного дороже, но зато никто не пытается его избить.
Мы будем следить за развитием ситуации. Чем закончилась эта история, вы узнаете в одном из следующих фильмов.
Если у вас возник конфликт с охраной супермаркета, сразу звоните в милицию, на горячую линию Роспотребнадзора. Постарайтесь сохранить чек и найти свидетелей конфликта. Телефон горячей линии обязательно указан на стенде рядом с Книгой отзывов и предложений и Законом о защите прав потребителей.