«Последняя цена», «финальная распродажа», «ликвидация коллекции». Несколько раз в год во всех магазинах начинается массовый психоз. В торговых залах толпы людей. Все скупают джинсы, кофты и платья со скидками. Мы уверены – именно в эти дни можно купить вещь за ее настоящую цену. Мы идем в магазин и надеемся сэкономить.
Психологи-экономисты утверждают обратное. По статистике, в сезон распродаж люди тратят на 80% больше, чем обычно. А цены падают не так сильно, как это обещано в рекламе.
Это один из крупнейших торговых центров Москвы. Почти в каждой витрине висят плакаты – скидки 30%, 50% и даже 70%. Заходим в первый попавшийся магазин. Здесь торгуют нижним бельем. На стойке написано – «суперцена, от 100 рублей». Но в коробке под стойкой нет ни одной вещи за 100 рублей.
— Девушка, вы не могли бы мне помочь?
— Тут объявлена цена 100 рублей.
— Ну, они по 300. Их сюда повесили по ошибке.
Продавщица не нашла в своем магазине ни одного товара дешевле 250 рублей. Получается, что надпись «от 100 рублей» придумана просто для того, чтобы мы зашли в магазин.
Соседний отдел. Эту куртку продают со скидкой 90% — за 249 рублей. Действительно, дешево. Смотрим на ценник повнимательнее. Вот дата изготовления вещи – 2006 год. То есть, это куртка из коллекции четырехлетней давности. Она четыре года пылилась на складе. В Европе такие вещи утилизируют, у нас – продают на распродаже.
Слова «распродажа» и «скидка» действуют на нас гипнотически. Это психология. Всегда хочется сэкономить и купить дешевле. Мало кто задумывается о том, что скидка, на самом деле, не такая уж и большая, а эти брюки за полную цену он бы ни за что не купил.