Замороженные вторые блюда. Они появились на наших прилавках лет 10 назад. Это не полуфабрикаты, а полноценный обед. Как говорится, разогрел и готово. Не фастфуд, а знакомые всем домашние рецепты – плов, шницель с пюре, азу из говядины. Покупателей смущает только одно – срок годности этих продуктов. Разве может домашняя еда хранится 180 суток без консервантов и прочей химии?
Я тоже скептик – сказал наш корреспондент и устроился работать на один из московских заводов по производству готовых блюд. В первый же рабочий день новичку дали задание по промышленному шпионажу. Он должен был продегустировать продукцию компании конкурента, обеды которого расхватывают в магазине как горячие пирожки. В то время как собственная продукция завода, по словам его сотрудников, продаётся с переменным успехом. Другими словами, задача нашего корреспондента раскрыть секрет другой фирмы и приготовить точно такое же блюдо. Прежде чем начать эксперимент сотрудник показывает новичку всю кухню завода. В холодильнике хранятся яйца и мясо. В шкафу пакеты с крупой. А на этой полке стоят главные ингредиенты – глутамат натрия, изоляты, фосфаты, соя и еще с десяток баночек с разными наименованиями.
Технологи этого завода уверены – красители и усилители вкуса обязательные ингредиенты любого замороженного обеда. Предположить, что продукция конкурентов пользуется спросом у покупателей, потому что в нее не добавляют химию, на заводе отказываются. Без усилителей вкуса блюдо получится безвкусным и потеряет аппетитный вид.
Чтобы узнать, как обстоят дела у держателей раскрученных брендов, мы отправились на один из крупнейших заводов производителей. Производство готовых блюд похоже на работу большой столовой. Сырье для будущих азу и запеканок поступает на склад, а отсюда его отправляют в подготовительные цеха. Мясо на разделку, овощи на чистку и мойку. Подготовленные ингредиенты нарезают и привозят на кухню. Как уверяют сами повара, никаких секретов у них нет, все блюда готовятся по традиционным рецептам, так же как мы готовим дома. Только кастрюли чуть-чуть по больше, по 250 литров.
Еще горячее блюдо выгружают в котлы и везут прямо на упаковку. Получается, что крупные производители действительно используют только натуральные ингредиенты и на заводе нет специалиста по пищевой химии.
Но почему тогда у готовых обедов такой большой срок хранения?
Весь секрет в шоковой заморозке. Сразу после расфасовки блюдо отправляют в, так называемый, холодильный тоннель. Здесь их за несколько минут замораживают до минус 20 градусов. При такой температуре все микробы погибают. И продукт может храниться в замороженном виде до полугода. Так готовят обеды добросовестные производители, но мы-то уже знаем, что не все производители одинаково добросовестные.
Замороженные блюда сегодня перспективный бизнес. На прилавках с каждым годом появляется всё больше таких продуктов разных фирм. Кому можно доверять? По словам директора, одного из крупных заводов, производители друг о друге знают всё. И недобросовестные компании, которые используют ненатуральные компоненты, всем хорошо известны. Класть химию в блюда или не класть, личное дело производителей, главное, чтобы они честно указывали на упаковке эти компоненты.
Мы купили готовый обед с того завода, где, как вы помните, работал наш корреспондент. Котлета с пюре, в составе блюда должны быть указаны фосфаты, ведь по словам сотрудников завода это обязательный компонент. Читаем состав: говядина, свинина, лук, картофель. Судя по этикетке здесь только натуральные ингредиенты. Получается производители нас обманывают. Мы решили задать этот вопрос руководству завода. Они не скрывают, на заводе действительно есть комната где хранятся химикаты. Но это не значит, что непременно они у нас есть в рецептуре на производстве.
По словам представителей завода, фосфаты и глутамат предназначены для полуфабрикатов, то есть для блюд, которые нуждаются в длительной горячей обработке. В готовые замороженные обеды их не кладут. Но понять, есть ли химикаты в блюде или нет на глаз невозможно. Поэтому мы решили сдать в лабораторию три образца готовых блюд самых известных брендов – Сытоедов, МЛМ, Sadia.
Цель экспертизы найди в блюдах химикаты и это оказалось не просто. Проблема в том, что сотрудники лаборатории тоже не могут определить есть в обедах усилители вкуса, ароматизаторы и изоляты или нет. Именно поэтому наш корреспондент так и не выполнил шпионское задание своих работодателей – не сумел понять какие компоненты добавляют в заморозку технологи конкурентов.
Оказывается, единственное что может показать экспертиза – это консерванты и то консервантов существует несколько десятков, а в лаборатории могут выявить только 2 вида.