По данным Университета нефти и газа имени Губкина, как минимум четверть топлива, которое продается в России – суррогат, то есть низкооктановый бензин, в который добавлены присадки, свинец, нафталин, этиловый спирт и даже ацетон.
Алексей Дедов, заведующий кафедрой РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:
Вы сравните, сколько выпускается 80-го и 95-го, и сколько соответственно продается. Вы увидите, что выпускается 80-го больше, чем продается, а 95-го продается больше, чем выпускается. О чем это говорит? Что покупают 80-й, в него намешивают бодягу всякую и продают за 95-й, ну, за или 92-й.
Напомним: по дороге из Петербурга в Москву мы покупаем бензин на крупных сетевых заправках. Наша цель – проверить, у кого из них стабильнее качество.
Остановка первая, граница Ленинградской и Новгородской областей, заправка «Лукойл». Заливаем в канистру пять литров. Великий Новгород – нам снова попадается заправка «Лукойл».
Ольга Кузнецова, старший научный сотрудник РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:
Образцы 4 и 6 соответствуют всем показателям.
Граница Тверской и Новгородской областей. Первый раз за всю дорогу попадается заправка «Роснефть». Снова покупаем пять литров.
Ольга Кузнецова, старший научный сотрудник РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:
Образец номер один с содержанием бензола 2,8% объемных, при норме 1% объемный.
Смотрите – на этой заправке вывеска «Роснефть», а на чеке написано «ООО «Россервис. Ржевская нефтебаза». Это значит, что АЗС работает по франшизе. «Роснефть», «Лукойл», «ТНК», «Татнефть», «Сибнефть». Заправочные станции этих компаний существуют по всей стране. Крупные корпорации отвечают за качество бензина, который продают.
Анвар Хазиев, руководитель независимой испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ:
Компании, которые имеют вертикально интегрированную структуру, то есть, своя нефть, свои нефтеперегонные заводы, своя сеть заправок, они могут контролировать производство бензина на любом этапе – при производстве, хранении, транспортировке и на конечном этапе – при реализации через розничную сеть автозаправочных станций.
Мы привыкли доверять брендам. Если на трассе попадается заправка со знакомым названием, мы заворачиваем именно туда. Этим пользуются многие предприниматели. Очень часто бывает так: на вывеске крупными буквами написано название известной топливной компании, а на чеке мелко какое-нибудь ООО «Рога и копыта». Но на чек мало кто обращает внимание.
Путешествие из Петербурга в Москву продолжается: мы проехали Тосну, Любани, Чудово и приближаемся к Новгороду. Средняя скорость движения – 60 км/час. Приборы показывают, что расход бензина на машине с 92-м – 10,2 литра на 100 км, а на машине с 95-м – 8,4 литра. Но это еще ни о чем не говорит, у датчиков большая погрешность. И в той, и в другой машине осталось меньше половины бака.
Подъезжаем к Твери, нам снова встречается заправка «Роснефть». На чеке написано ЗАО «Ю-Тверь», значит, это не оригинальная заправка «Роснефти». Отбираем в канистру 5 литров. Эксперты нашли в этом образце повышенное содержание бензола.
Ольга Кузнецова, старший научный сотрудник РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:
В образце номер два превышение, может быть, не такое значительное, но, тем не менее, тоже имеет место быть. Более 1% — 1,1%.
Заправка ТНК в Калининском районе. Эта АЗС тоже работает по франшизе, на чеке написано ООО «Валар». В бензине с этой заправки эксперты тоже нашли отклонения от нормы.
Ольга Кузнецова, старший научный сотрудник РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:
Образец номер девять.
При норме содержания фактических смол 5 мг на 100 мл бензина, промытых фактических смол содержит 2 мг, а непромытых – 7.
Проезжаем Тверь, до Москвы осталось 240 км. И тут одна из «калин» глохнет. Каким бензином она была заправлена, и смогла ли вторая машина доехать до МКАДа?
Москва. Ленинградское шоссе, заправка «Лукойл». Заливаем в канистру 5 литров. Вот, что показали лабораторные исследования:
Ольга Кузнецова, старший научный сотрудник РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:
Образец пять: промытые фактически смолы отсутствуют, непромытые – 8 мг.
Москва, улица Академика Королева, заправка «ТНК», на чеке написано «ТНК-Столица» – это значит, заправка оригинальная.
Ольга Кузнецова, старший научный сотрудник РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:
Образец номер 8. Опять же, при норме содержания фактических смол 5 мг, промытые смолы – 3, непромытые – 19 мг.
Москва, улица Дубовая роща, АЗС «Роснефть», на чеке написано ООО «НП Роснефть». Это первая оригинальная заправка Роснефти, которая нам встретилась на пути.
Ольга Кузнецова, старший научный сотрудник РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:
Образец номер семь соответствует всем показателям.
Теперь можно подвести итоги: по дороге из Петербурга в Москву нам попадались заправки трех крупных компаний – «ТНК», «Лукойл» и «Роснефть». На всех заправках «ТНК», по словам экспертов, нам продали бензин с повышенным содержанием смол.
Ольга Кузнецова, старший научный сотрудник РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:
Они остаются в топливе и со временем, когда топливо испаряется, выгорает, эти тяжелые смолистые вещества остаются в моторе.
На двух заправках компании «Роснефть» бензин не соответствовал ГОСТу по содержанию бензола. Правда, обе заправки, как выяснилось, работали по франшизе. На оригинальной заправке «Роснефть» в Москве нам продали правильный бензин.
Все три заправки «Лукойла» были оригинальные, на двух из них бензин оказался хорошим. В бензине, взятом на московской заправке, эксперты нашли повышенное содержание смол. По результатам испытания самое стабильное качество бензина оказалось у компании «Лукойл».