Цены. Российские овощи почему-то стоят дороже иностранных, хотя по логике должно быть наоборот, ведь в стоимость помидора из Турции входят и таможенные пошлины, и транспортировка, и хранение.
Мы решили выяснить из чего складывается цена и почему наши огурцы, картошка, яблоки и помидоры зачастую дороже импортных. Мы отправимся в путешествие из Краснодара в Москву вместе с фурой картофеля и будем считать все затраты, которые нас ждут в пути.
Это поля фермера Иваныча из краснодарского края, свежая крупная отборная картошка стоила здесь в июле 6 рублей за килограмм. Собирать урожай начинают в 4 утра. Сначала трактор вспахивает землю, потом в поле выходит 150 человек. Картошку собирают вручную, очищают от земли и упаковывают в бумажные мешки.
Вы должны понять, что мы оптовики, мы продаем оптом. Как доходит наш товар да конечного покупателя мы не знаем. Мы пакуем, так как требует рынок и отправляем. Мы оптовики. Мы вырастили и отдали оптом, на рынках мы не стоим. По 1 картошине мы не продаем. Но сегодняшний рынок, сказал Иваныч, 6 рублей цена, я сказал есть, загружаю так же.
Попадая в этот бумажный мешок, картошка дорожает на полтора рубля за килограмм, столько стоит работа людей и трактора. С 6 утра до 4 вечера. А сколько платят? 600 рублей.
Прямо на поле мешки грузят в машины и везут к офису. Здесь их перекладывают в фуру. Это тяжёлый физический труд. Килограмм картошки подорожал еще на один рубль. Просто маленькое хозяйство не выгодно использовать технику, комбайны для уборки по какой причине, ранний картофель и кожура очень мягкая, нежная, чтобы не травмировать, и покупатель получил вот такой товар как вы видели с проходочки собирают свежую в мешок и такой же он придет, вы увидите, пройдет на рынок точно такой вид будет, как и сейчас с поля собрали.
Погрузка закончена, картофель в этой фуре сейчас стоит 8 рублей 50 копеек за килограмм. Давайте заглянем в кузов. Видите, фура заполнена всего наполовину. Дело в том, что максимальный вес автомобиля с грузом не должен превышать 40 тонн. Сама фура весит 20 тонн. Простая арифметика, получается картошки должно быть тоже не больше 20 тонн. Весовой контроль это проверяет, какая нагрузка на ось, сколько тоннаж. То есть выше уже идет порча асфальта, штрафы.
Возить полупустые фуры не выгодно не водителю, не фермерам, но по дороге от Краснодара до Москвы три поста дпс с контрольными весами. Если автомобиль будет тяжелее нормы, водителю придется заплатить штраф 1000 рублей за каждую лишнюю тонну, плюс машину задержат на 3 часа для оформления протокола, а время в пути – это деньги.
Как договорились, допустим, 2 рубля тонна, вот они дали мне двадцать тысяч, сейчас мне Михалыч дал, вот я сейчас буду заправлять. Когда едешь, выезжаешь вот так вот, получается, что эти все деньги в расход уходят. А то что я буду с Москвы ехать – это уже доход. Час дня, фура загружена, документы готовы, вместе с дальнобойщиком Константином мы выезжаем Москву. Нам предстоит проехать 1 400 километров.
Сейчас килограмм картошки стоит 8 рублей 50 копеек. Сколько мы потратим на постах дпс и по какой цене эту картошку смогут купить москвичи.
Путешествие фуры с картошкой из Краснодара в Москву продолжается. Напомним, при выезде из города картофель стоил 8 рублей 50 копеек за килограмм. Двести километров плохой дороги, в машине жарко, сильно трясет, кажется, что картошка вот-вот превратится в пюре.
Первый крупный пост на выезде из краснодарского края. Фуру останавливает сотрудник дпс. Водитель ничего не нарушал, не превышал скорость, никого не обгонял на крутом повороте. Что же случилось? Документы проверяет, спрашивает, что везешь. Если нарушаешь, то штраф. Пока обходимся без штрафов. На этом посту полицейский просто проверил документы.
Едем дальше. Рация Константина оживает. Водители встречных фур сообщают в каких местах трассы стоят полицейские машины. Больше всего их в ростовской области, Константин сбрасывает скорость. С каждым часом картошка становится дороже. Во-первых, расходуется бензин, во-вторых, суточные водителя 500 рублей.
10 часов вечера, граница московской области. Полицейский пост недалеко от Каширы, здесь тормозят почти всех. Фурам приходится выстраиваться в два ряда, но нам удаётся проехать без остановки. Правда через 5 километров нас догоняет полицейский патруль. Машина стоит на полосе. Уберите машину. Уберите с автомагистрали машину. Убираю. Уберите камеру, пожалуйста, я вас прошу. Мы данные запишем и все, и разъедемся.
- Вы с какой целью это все снимаете?
- Я вам сейчас все объясню.
- Пускай объяснит.
Документы проверяют довольно долго, но в итоге Константина отпускают с миром. Однако он потерял время, а значит и деньги. На самом деле, все, о чем мы говорили нормальные затраты. Как показала практика, если водитель не превышает скорость, не нарушает правила, расходы в пути минимальные. На въезде в Москву картошка стоит не так уж дорого, всего 11 рублей за килограмм. Напомним, дело происходит в июле, но в магазине она как минимум вдвое дороже. Почему? Где, как говорится, собака зарыта? Это вы узнаете через 5 минут.
Напомню, вместе с фурой картошки мы путешествуем из Краснодара в Москву. На поле у фермера картофель стоил 6 рублей за килограмм, на подъезде к Москве 11 рублей. 3 часа ночи мелкооптовая овощная база возле московской кольцевой дороги. Мы у цели.
Мы оптовики, вы должны понять, мы едем на оптовый рынок, на оптовый. Там, где стоят только фуры. Правительство Москвы нас даже не пустят, мы со МКАДа мы не заедем ни уда больше. Вы не поймете, вы эту систему вы не поймете, мы оптовики мы можем приехать и падать оптом, на тот момент какая цена сформируется. Дальше картофель пошел уже по этапу, кто-то свой рубль накрутил, кто-то два.
20 тысяч 500 рублей, столько стоит официально въезд фуры на рынок. Наша картошка снова дорожает, причем если ее не продадут за первые сутки, каждые следующие она будет стоить еще дороже. За простой фуры руководству рынка придется заплатить еще 700 рублей в сутки и 500 рублей водителю. А 20 тонн же мы везем, получается в районе двух рублей добавится там, это 12.
Нас встречает продавец посредник, он-то и будет продавать нашу картошку. Реализаторы там, тоже они не бесплатно реализовывают, например, то тот, кто помогает нам реализовывать, наш человек, которого мы отправили, он там реализовывает, тоже в районе рубля. С учетом дороги, рыночных сборов и услуг посредника наша картошка стоит уже 13 рублей за килограмм. В принципе, не так уж и дорого, но это еще не конец.
У посредника картофель покупают владельцы магазинов и рыночных палаток или другие перекупщики. Время 8 утра. Подъезжает газель, в нее загружают сразу пять мешков. Следуем за газелью, куда поедет эта картошка, а главное по какой цене мы с вами сможем ее купить. Первая остановка через 5 километров – розничный рынок, вот наши мешки уже на прилавке. Подходим к продавцу.
Откуда картошка? а сколько стоит?
20 рублей килограмм.
Всего за пять километров цена картошки выросла на 7 рублей. К тому же из краснодарской она превратилась в тамбовскую. Три мешка еще остались кузове газели, поэтому мы едем дальше. Автомобиль останавливается в 20 километрах от оптовой базы. Рынок в подвале торгового центра. Заходим внутрь и ищем нашу картошку, вот она родная. 25 рублей за килограмм.
Почему так дорого, спрашиваем у продавца. По пути наша картошка подорожала почти в пять раз. Напомним, на поле она стоила всего 6 рублей, а на рынке 25. Причем основную прибыль получили перекупщики и продавцы.
Почему мы с вами должны переплачивать за картофель больше 400 процентов?
Этот вопрос мы зададим представителям федеральной антимонопольной службы.
Федеральная антимонопольная служба России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. Одна проблема экономического характера, другая полицейского характера. Что касается проблемы экономического характера, понятно, что отдельные фермеры они не могут сформировать такой объем поставок, который интересен торговым сетям. Торговые сети вынуждены для того, чтобы обеспечить ритмичность поставок, для того, чтобы обеспечить дисциплину этих поставок, они вынуждены сотрудничать с такими компаниями, которые консолидируют вот эти большие партии картофеля от значит фермеров. Проще говоря, крупные магазины без посредников обойтись не могут, а последние имеет право продавать овощи по той цене, по которой захотят.
В России не существует максимально допустимой торговой наценки. По идее картошка по фермерским ценам могла бы продаваться на рынке. Когда ты приходишь на рынок торговать, а тебе какие-то полу криминальные люди говорят ты этим не торгуешь, этим торгуешь, но устанавливаешь такую цену, здесь ты цену устанавливаешь такую, а вот здесь мы тебя не пустим, потому что здесь у нас уже есть торговцы этим товаром. Это чисто полицейская уголовная проблема. Этим должны заниматься безусловно правоохранительные органы. Магазины не могут обойтись без посредников, а на рынке фермерам часто просто не позволяют торговать.