Почти треть косметических средств, которые продаются на рынке – поддельные. Это данные Департамента экономической безопасности МВД. Сейчас вы видите, как милиционеры изымают на производстве косметическую эмульсию для ванн «Скипар». Эта партия эмульсии вызывает ожоги и заболевание почек, потому что вместо косметического скипидара, указанного в составе, производитель положил туда промышленный. Его обычно добавляют в строительные краски и лаки.
Дело в том, что этот скипидар, предназначенный для промышленного применения, действительно значительно дешевле по стоимости, чем скипидар очищенный и предназначенный для косметических средств.
Артем Екимов, оперативный сотрудник Департамента экономической безопасности МВД РФ
Эмульсию изъяли, потому что на нее не было сертификата. Это случилось в 2009 году. А 15 февраля 2010 года вступил в силу закон, который отменяет обязательную сертификацию косметических средств. И если бы такая эмульсия попала на прилавок сегодня, то изъять ее из продажи было бы невозможно.
Создавшаяся ситуация может привести сейчас, в это сложный переходный период к появлению на рынке большого количества фальсификатов, просто недоброкачественных товаров или новых недоброкачественных поставщиков. То есть, скажем, марка какая-нибудь не могла быть выведена на рынок, потому что она просто плохая. А теперь могут попытаться ее небольшую партию внедрить, быстро продать и с рынка исчезнуть.
Татьяна Пучкова, президент Российской парфюмерно-косметической ассоциации
Ни для кого не было секретом: обязательные сертификаты часто покупали или подделывали. Теперь вместо сертификатов будут выдаваться декларации. Их составляют сами производители, они сами будут отвечать за качество своей продукции. Проверять достоверность этой информации никто не будет. За обман – штраф, но пока очень небольшой.
Направление пути правильное, то есть, нужно идти в декларирование. Обязательная сертификация – она была действительно необходима в 90-х годах, когда на рынок хлынул совершенно страшный товар, и мы не готовы были к переходу на декларирование ответственности. Сейчас ситуация на рынке изменилась. И сейчас есть осознание того, что нужно сделать, чтобы нам перейти на цивилизованный контроль за рынком.
Алексей Медников, директор ЗАО «РОСТЕСТ»
Сертификаты уже отменили, декларации уже ввели. Но как именно закон будет работать, пока непонятно. Пояснений к нему еще нет. Этим пробелом могут воспользоваться мошенники.
Мы не можем теперь требовать сертификат. Потому что много лет потребителям говорили – смотрите сертификат. Если он есть, значит, продукция нормальная. Вот теперь это будет бесполезно.
Татьяна Пучкова, президент Российской парфюмерно-косметической ассоциации