Проведем эксперимент. Установим собственный терминал и запрограммируем его так, чтобы со счета списывалось 50% платежа. В этом нам поможет опытный программист. Свой бизнес мы организуем так, как делают недобросовестные предприниматели. Во-первых, чтобы привлечь клиентов, наклеиваем таблички с крупной надписью «0%». Но если посмотреть внимательнее, под цифрой «0» есть еле заметная подпись: «При внесении платежа свыше 3000 рублей». Во-вторых, мы не укажем на табло, что комиссия составляет 50%. Реальный процент появится только после того, как купюроприемник проглотит первую банкноту.
Наш терминал стоит в торговом центре, где бывает много людей, так что от клиентов не должно быть отбоя. Чтобы проследить за реакцией людей рядом с аппаратом мы спрятали скрытую камеру. Включаем терминал.
Из 20 человек, которые оплатили услуги связи через этот терминал, только двое заметили надпись мелким шрифтом и не положили деньги.
Участники эксперимента:
— Да, я увидел, конечно, они пишут, в общем-то, ноль издалека. Чисто психологический ход, люди ведутся и пытаются положить деньги. Внизу мелким шрифтом написано «от 3000 рублей».
— Написано, что 50% комиссия. Кто будет туда денег класть? А на остальных аппаратах тоже – там пишется по-другому, но когда деньги кладешь, другие счета».
Остальным на счет пришла только половина суммы. Причем, большинство людей даже не догадывались об этом, пока мы не попросили их заглянуть в чек.
Участники эксперимента:
— Сейчас проверим. Положил 100 рублей, пришло 50. А что тут думать? Лохотрон просто, и все.
— 100, 50, да…
— Никак не могу понять, какого… здесь ноль процентов, а почему-то 50 зачислили.
— 300 рублей я оплатила, а пришло 150. Что я об этом думаю? Что на аппарате написан обман. 0% комиссия.
— Как бы ноль процентов, не должны же брать.
Конечно, мы не стали наживаться на невнимательности людей, вернули им деньги и рассказали всю правду.
В нашем эксперименте мы никого не обманули, а лишь немного схитрили. Люди сами не прочли информацию на табло. И это далеко не единственный способ, которым пользуются недобросовестные владельцы терминалов. Как распознать жадный аппарат? Выяснить это нам поможет бывшая хозяйка терминала Инесса Фортуна.
Инесса Фортуна, два года владела сетью платежных терминалов. Может вычислить размер комиссии по цвету аппарата и месту расположения.
Инесса Фортуна, бывшая владелица терминала:
Давайте мы тогда попробуем сейчас на деле, подойдем к некоторым терминалам, положим N-ую сумму на счет и посмотрим, где какой процент установлен.
Самая распространенная ситуация: размер комиссии становится известен только после внесения денег, как это было в нашем эксперименте. На самом деле, проценты можно выяснить заранее, не положив в аппарат ни одной купюры.
Инесса Фортуна, бывшая владелица терминала:
К примеру, вот здесь написано «от 0 до 10 комиссия 5 рублей». Я хочу положить 200 рублей или тысячу рублей, сколько с меня возьмут денег? Не все знают, не все обращают внимание. Есть кнопочка «информация о комиссии». Вводим. Здесь уже написано «более 100 рублей – 10%, 61- 100 рублей – 9 рублей, более 101 рубля – 9,49%.
Юлия Бондарева, начальник управления Федеральной антимонопольной службы:
Такие жалобы в последнее время участились. Как мы реагируем на эти жалобы? Прежде всего, мы полагаем, что, если факты подтверждаются, то здесь есть нарушения Закона о защите прав потребителей, статья 10, которая обязывает продавца сообщать потребителю заблаговременно и своевременно всю информацию о товаре и услуге. И существенная, главная информация – это цена.