Зарплата водителя маршрутки сдельная. То есть чем больше выездов он сделает, и чем больше пассажиров перевезет, тем больше заработает. Водитель обязан сдавать начальству определенную сумму в день, все, что сверху – и есть его зарплата. Когда он начал работать и когда закончил? Сколько пассажиров посадил в салон – 13 или 18? Владельцев фирмы-перевозчика это мало волнует. Эта система сама толкает водителей на нарушение правил. Ведь чем быстрее едешь, тем больше денег получишь. По этой же причине они часто берут в салон лишних пассажиров.
Нелегальные перевозчики. Они ездят по тем же самым маршрутам, что и легальные. Просто покупают машины, приклеивают на стекло номер уже существующего маршрута, садятся за руль и выходят в рейс. Никаких лицензий и разрешений. Вы не узнаете, кто хозяин маршрутки, есть ли у водителя права, пил ли он, перед тем как сесть за руль. Запустить такое нелегальное такси сегодня может кто угодно. Сейчас вы увидите, как это происходит.
Валентин Лобанов. 20 лет работал пилотом вертолета Ми-8. Выйдя в отставку, купил автомобиль и занялся грузовыми перевозками. Валентин – участник нашего эксперимента. Сейчас он переделает свою старую «Газель» в пассажирское такси и попробует выехать на маршрут. А мы посмотрим, остановят ли нашу маршрутку сотрудники ГИБДД или милиционеры, и сядут ли пассажиры в это сомнительное такси.
Сидения Валентин достает с дачной террасы, вытирает с них пыль и сам прикручивает к машине. Все это он делает на глазок – лишь бы держались.
Москва, площадь Киевского вокзала. Здесь всегда полно людей, обочина заставлена маршрутками. Наше таки будет ездить по маршруту №40. Мы выбрали просто потому, что на него выстроилась самая большая очередь. Чтобы уж наверняка не остаться без пассажиров, мы вешаем на стекло табличку «Антикризисная цена. Проезд – всего 15 рублей».
Машина цвета «серебристый металлик», в салоне всего пять сидений и необычно низкая цена. Это ни капли не насторожило пассажиров. Стоило нам только припарковаться у обочины, как в нашу маршрутку сели люди. Через минуту все места были заняты.
Мы целый день ездили по маршруту Киевский вокзал – улица Ивана Франко. Несколько раз проезжали мимо постов ГИБДД. Но на нас никто не обращал внимания. Получается, что никто не следит за тем, какие маршрутки ездят по улицам города. Единственными, кто обратил внимание, стали конкуренты.
— А можно поинтересоваться, откуда такие?
— Хозяин поставил на маршрут.
— А что за хозяин, что за компания?
— Я даже не знаю, отправил и все.
— Здесь стоять не надо, здесь стоит чисто 40-й, вот здесь стоять не надо.