Супермаркет. Все товары здесь должны быть проверены и безопасны. Ведь на каждый продукт есть справки, сертификаты и гарантийные документы.
Покупателей в супермаркетах обманывают не так нагло и систематически, как на рынке. Но и здесь невнимательный человек может получить, что называется, по полной. Супермаркеты пытаются всеми способами продать товар со стекающим сроком годности. Раньше такие продукты просто вывозили на свалку. Сейчас в кризис торговцы пытаются любыми способами продлить срок их годности.
«Если посмотреть на магазин изнутри — это совсем другая жизнь» — поясняет Сергей Мартынов.
Сергей — бывший сотрудник супермаркета, он знает эту систему изнутри.
«Собственно говоря, магазины стараются как-нибудь увеличить свой оборот. И скрыть, скажем так, какие-то недостачи, поскольку снимают с них заработную плату за большие возвраты.»
Вместе с ним мы отправляемся в супер маркет. Сергей в первую же минуту обнаруживает на полках испорченный продукт. Чуть позже он подробно расскажет и покажет, как отличить эти продукты от свежих.
«Ну вот, смотрите, хранить при температуре от минус 18 градусов, холодильник у нас сейчас показывает 10.. 11.. 12. Собственно говоря, продукт находится в состоянии.. не в той сфере, в котором должен хранится при потребителе, то есть сроки годности заметно уменьшаются. Сосиски, откровенно, теплые.»
Как только истек срок годности, продукты положено списать и отправить на свалку, но часто просроченную еду заново упаковывают и выставляют на прилавок. Каждый отдел магазина имеет право списывать определенное количество продуктов, к примеру, только три пакета молока. Если вечером на прилавке осталось четыре — виноват продавец, он должен продать это молоко, любой ценой и здесь в ход идут различные уловки.
Сосиски в вакуумной упаковке. Срок их годности истек три дня назад: полиэтилен сдулся и сосиски протухли. Сейчас Сергей превратить эту пачку в ходовой товар, как говорится, легким движением руки: настоящую дату изготовления стирают ацетоном.
«Итак, берем что-то тонкое — в данном случае игла. Делаем небольшую дырочку в недоступном месте для обзора обычному покупателю. Это можно сделать в любом углу упаковки, в принципе, в любом месте — главное, чтобы это было менее заметно. В данном случае это можно сделать здесь. Вот пожалуйста, воздух спускается. Вот в принципе, пузырь сдут, скажем так, вот она вакуумная упаковка, которая уже не вызовет каких-то подозрений у покупателя. Сюда в это место наклеивается, опять же, наклейка с названием магазина с датой упаковки. Ну и собственно говоря, её так же можно протереть, чтобы не текла и, собственно говоря, прямо на полку» — объясняет Сергей.
Просроченные сосиски можно отличить на ощупь: вакуумная упаковка влажная, с нее капает сок, значит сосиски далеко не первой свежести.
Просроченная колбаса идет в нарезку: её упаковывают прямо в магазине и ставят на этикетке новую дату — в этом весь фокус. Мы думаем, что это день изготовления, а на самом деле — дата упаковки.
«Вот, пожалуйста, восемнадцатое ноль восьмое. Обычный пистолет, которые маркировачный, пробивает дату это можно сделать и сегодня утром. Ну касаемо любого продукта, на самом деле.»
Дата 25.08.2009 означает, что в этот день колбаса была нарезана и упакована в магазине, когда она была изготовлена теперь не узнает никто — родная этикетка не сохраняется.
Лучше выбрать на прилавке батон колбасы, а потом попросить продавца его нарезать и упаковать. По закону по защите прав потребителя в любом магазине обязаны это сделать бесплатно.
Любой из нас в любом из магазинов имеет право потребовать сертификат на любой продукт. Срок годности указан не только на этикетке , но и в сертификате. Вот здесь на первой странице можно посмотреть настоящую дату изготовления . Сертификат продавец обязан предъявить по первому требованию покупателя.
Многие покупатели уверены, срок годности указывается с запасом и день-два просроченные продукты можно есть. Мы решили проверить так ли это на самом деле.
Анонимные покупатель покупает в магазине самый скоропортящийся продукт — сметанный торт. В день истечения его срока годности лаборатория проводит анализ.
[quote style=»1″] Была обнаружена повышенное количество.. большая обсимионность, повышенная количество бактерий группы кишечных палочек: в 0,1 грамме продукта и повышенное количество дрожжей.Торт испортился день в день с указанным сроком годности. С этого момента он с каждым часом становится все более опасным. Никакого запасного срока годности продукта не существует — это миф.
Продажа неликвида не единственный способ обмана покупателей. В крупных супермаркетах обвешивают ни чуть не меньше, чем в уличных базарах, только технология более виртуозна.
Например, в отделе замороженных продуктов, покупателям продают лед.. по цене креветок.
«Честно говоря в такую упаковку можно закачать воду по средствам обычного шприца. Сейчас я Вам это покажу. Делается это опять же в угловой части пакета, чтобы это не было видно. Туда закачивается вода, в принципе воды можно закачать на столько, на сколько хватит совести. В последствии все это дело замораживается и Вы, собственно говоря, не видите, что Вы покупаете — обычно это превращается в лед, снег, в зависимости, опять же, от глубины заморозки» — рассказывает Сергей.
Упаковку с замороженными продуктами нужно всего лишь посмотреть на свет: в пакете лед и грязные подтеки, значит Вам пытаются продать воду.
Эту курицу Анна Баскакова купила в магазине эконом-класса рядом с домом. Только на кухне она увидела, что птица не первой свежести.
«Прибегаю домой, ну все у меня, значит, на мази: вода кипит, вот, сковородки раскаленные. Я, значит, разрезаю пакет, оттуда вонь такая, что невыносимо. Я, значит, стаю над ней, чуть не плачу и не знаю, что делать. Я думаю, что эта курица умерла очень давно и своей смертью» — рассказывает Анна Баскакова.
У Анны уже есть опыт борьбы за свои права: год назад она купила испорченную курицу, но смогла вернуть свои деньги и добиться от продавцов официальных извинений. Оказавшись в точно в такой же ситуации второй раз Анна обратилась на телевидение, вместе с ней мы идем в супермаркет вернуть деньги за тухлую курицу.
[quote style=»1″]- — Вчера купили у вас тухлую курицу — говорит Анна.
- — Надо обратиться к начальству, они заказывают.
- — Может Вы понюхаете для начала, прежде чем отправлять меня в офис к начальству с этой курицей. О, смотрите, уже муха прилетела.
- — А другой то не было?
- — (охранник к оператору) Выключите камеру. У вас есть разрешение?
Как только в магазине начался скандал, вокруг собрались другие недовольные покупатели. По закону «О защите прав потребителей» магазин обязан вернуть деньги за испорченный товар, доказательством покупки служит кассовый или товарный чек. Закон действует: у Анны без вопросов забрали курицу и вернули деньги.
[quote style=»1″]- — Получается, что Вы продаете дохлых кур — испорченных. Вы понюхайте, как она пахнет — говорит Анна начальству.
- — Нет. Я верю, что попадает. Ко мне то она приходит, она в закрытом состоянии. У нас нет человека, который занимается качеством. Мы готовую продукцию принимаем, т.е. есть поставщик — обращайтесь вот туда. Вы посмотрели, у меня в рабочем состоянии..
- — Я не знаю, как в магазине её хранили, понимаете?
- — Мы не производим здесь. Что мы делаем?
- — Вы реализуете!
- — Мы не производим! Вы смотрели, этикетка нормальная, упаковано нормально? Ну что внутри открыли, за это я уже не могу отвечать.
Директор супермаркета лукавит, она должна знать, что отвечать за качество товаров обязан магазин, ведь именно у него мы покупаем продукты — на языке юристов: заключаем договор; по нему магазин обязан продать качественный товар, а покупатель оплатить его срок.
Анна Баскакова вернула свои деньги, но эти куры так и остались лежать на прилавке. Поэтому Анна позвонила на горячую линию Роспотребнадзора и попросила провести проверку в супермаркете, ведь этот магазин ближайший к дому и ей придется и дальше покупать здесь продукты.
Наказывать недобросовестных торговцев можно и нужно. Для этого существуют две серьезные государственные структуры: Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Но они устраивают проверки только по звонка бдительных покупателей, таких, как Анна Баскакова.
[quote style=»1″] У нас существуют и общественная приемная. Телефон этой общественной приемной 621-70-76 и телефон горячей линии, которая работает ежедневно с 9 часов утра до 17 часов вечера, кроме выходных, это 687-40-41.Московское отделение Россельхознадзора: 8(499) 975-43-4
Каждый кто купил испорченный продукт может обратится с жалобой: достаточно сообщить адрес торговой точки местному отделению Роспотребнадзора или Россельхознадзора. Они сделают контрольную закупку, отправят продукты на экспертизу. Если продукты окажутся не свежими — торговую точку закроют.
[quote style=»1″] Если возникают сомнения в безопасности продукции, то, естественно, нужно обращаться для того, чтобы эти сомнения развеять и даже тот минимальный ущерб, который Вы себе нанесете, своему бюджету, потеряв продукцию, Вы во всяком случае сбережете здоровье. Поверьте, это намного дороже.